## Паровозный тендер
### Определение
Паровозный тендер — это железнодорожный вагон, который перевозится за паровозом и обеспечивает его водой и топливом. Тендер может быть оборудован вспомогательными устройствами, такими как угольная башня, водонагреватель и расширительная коробка.
### История
Первые паровозные тендеры появились в начале 19 века как отдельные вагоны, перевозившие воду для паровозов. По мере увеличения размеров и мощности паровозов увеличивались и размеры тендеров, и они начали включать в себя пространство для хранения топлива, как правило, угля. Со временем тендеры стали неотъемлемой частью паровозов.
### Типы тендеров
Существовало множество различных типов паровозных тендеров, разработанных для удовлетворения конкретных требований паровозов и условий эксплуатации. Некоторые из наиболее распространенных типов включают:
— **Тендер для угля:** Наиболее распространенный тип тендера, который перевозит уголь в бункере наверху.
— **Тендер для мазута:** Предназначен для хранения мазута в баке внизу.
— **Тендер для древесины:** Реже встречается, используется для перевозки древесины в бункере наверху.
— **Вандербильтовый тендер:** Характеризуется высоким и узким бункером для угля, разработан для использования на паровозах с ограниченной высотой.
— **Навесной тендер:** Размещается под тендером и используется для увеличения запаса воды или топлива.
### Конструкция
Тендер состоит из следующих основных компонентов:
— **Бак для воды:** Обычно расположен внизу тендера, вмещает воду для котла паровоза.
— **Бункер для топлива:** Расположен наверху тендера, вмещает топливо (уголь, мазут или древесину).
— **Рама:** Поддерживает тендер и обеспечивает крепление для бака для воды, бункера для топлива и других компонентов.
— **Колеса и тележки:** Позволяют тендеру двигаться вместе с паровозом.
— **Помощные устройства:** Могут включать в себя угольную башню для загрузки топлива, водонагреватель для подогрева воды и расширительную коробку для компенсации расширения воды в баке.
### Преимущества тендеров
Использование паровозных тендеров имеет ряд преимуществ:
— **Увеличенный запас топлива и воды:** Тендеры позволяют паровозам перевозить больше топлива и воды, что увеличивает их дальность действия и время работы между заправками.
— **Улучшенная производительность:** Обеспечение паровоза водой и топливом из отдельного вагона освобождает пространство на самом паровозе, что позволяет разместить больше котлов, цилиндров и других компонентов, повышающих его мощность и эффективность.
— **Упрощенное обслуживание:** Тендеры можно отцепить от паровоза для технического обслуживания или ремонта, не влияя на работу самого паровоза.
— **Увеличенная универсальность:** Тендеры могут быть легко переоборудованы для различных типов топлива и паровозов, что повышает гибкость и адаптируемость.
### Недостатки тендеров
Однако использование паровозных тендеров имеет и некоторые недостатки:
— **Увеличенный вес и длина:** Тендеры добавляют к паровозу вес и длину, что может затруднить маневрирование и эксплуатацию на узких линиях или в ограниченных пространствах.
— **Увеличенные затраты:** Тендеры являются отдельной единицей, требующей дополнительного обслуживания и ремонта, что увеличивает общие затраты на эксплуатацию паровозов.
— **Меньшая маневренность:** Прицепление тендера к паровозу ограничивает его маневренность на поворотах и стрелках.
### Современное использование
Паровозные тендеры в настоящее время используются редко из-за сокращения использования паровозов. Однако некоторые исторические или туристические паровозы все еще используют тендеры для сохранения аутентичности. В некоторых случаях тендеры были переоборудованы для перевозки грузов или пассажиров.
### Заключение
Паровозный тендер был важным компонентом паровозов, обеспечивающим их водой и топливом. Тендеры сыграли решающую роль в повышении мощности, дальности действия и эффективности паровозов. Хотя паровозные тендеры в настоящее время используются редко, они остаются важным напоминанием о золотом веке железнодорожного транспорта.